Аккорд

Амплитуда:
139 м
Описание входа

Вход в пещеру находится в известняковом обрыве начала каньона, в правой его части, представляет собой овальное отверстие в 5 м от подножия скалы, к нему ведет деревянная лестница. Рядом табличка с названием.

Фото входа

Подъезды и подходы

Пещера находится в 5,5 км к востоку – юго-востоку от станции Нанхчул, железной дороги «Новокузнецк – Абакан». От станции 7 км. От станции 3,5 км по дороге в сторону Хабзаса, от карьера у горы Паук налево вверх по логу около 1,5 км по старой дороге, затем 1,5 км по плато до начала каньона Каменный мешок (Чабал Хобэ), спуск в каньон – 80 м.

Морфология

Пещера представляет собой совокупность наклонных эрозионных галерей и гротов, осложненных вертикальными уступами и глыбовыми завалами, вероятно, это – фрагмент обширной гидросистемы, подводящей ее части. На существование гидросистемы указывает большое количество действующих поноров на плато.

Климат

Средняя температура привходовой части – минус 1,5 градуса, остальной части пещеры 1,8 градуса (измерения август 1986 г).

Вторичные отложения

В пещере большое количество гравитационных отложений (Апрель, Ста Свечей), аллювиальных (глины – Генуя, Антракт, Лисий череп). На момент открытия пещера была богата натечными образованиями (Розарий, Ста Свечей, Балкон, Апрель), за два последующих года наиболее доступные натеки были безвозвратно испорчены, остались лишь недоступные натечные каскады на стене грота Ста Свечей. Привходовая часть пещеры (до глубины 60 м) проморожена в результате нисходящего тока холодного воздуха в зимний период, в результате чего в пещере образовалось несколько скоплений льда, различных по происхождению и локализации. Кроме наледей, образовавшихся при намораживании инфильтрационных вод, попадающих в переохлажденные объемы (Катушка грота Маралий, 1 и 2 Ледовые), существуют остатки, вероятно, ископаемого льда (Боковой тупик грота Маралий), образовавшегося в результате накопления снега с поверхности, когда существовал откратый вход над гротом (в пользу чего говорят находки целых рогов марала, которые в современный вход пройти не могли). В гроте Телевизор есть скопления льда совершенно уникального происхождения, образовавшиеся в результате накопления инея, нарастающего в месте встречи холодного воздуха с поверхности и теплого и влажного – из пещеры, опадающего и нарастающего вновь.

Спортивно-техническое описание

Сразу на входе отвес 5 м, облазится справа по полочке и далее по стационарной деревянной лестнице. Заметная тяга воздуха внутрь пещеры, холодно, на полу лёд. Если стоять спиной к входу, справа узкий горизонтальный ход, выводящий к колодцу 20 м, на входе 3 шлямбурных крюка для навески, над самим колодцем ещё два, плюс пара крючьев для оттяжек под SRT. Колодец сперва отвесный, дальше выводит к ледяному языку, затем ледяная катушка. Справа небольшая площадка, где можно поставить палатку. (Внимание! см. примечание) Вниз по завальному ходу приходим к узости "Мягкий шкурник". Иногда (май '2002) в шкурнике стоит лужица с водой. Сразу за шкурником направо ответвление, из которого направо вверх сквозь наледь протаян ход в грот "Телевизор", дальше два параллельных хода вниз в большой грот "Прогрессор". Этот путь заметно проще и быстрее, чем старый, через "Шкляву".

Если миновать ответвление, ход вниз приводит в небольшой гротик с ледяным полом, из дырки в стене вытекает ледяной язык, висящий в воздухе, сверху висит трос. Ход вниз идёт мимо наледи справа к "Шкляве" – ледяной надолб поперёк хода с узким отверстием в верхней части. (Примечания. Слева вниз летом бывает ход в систему "Генуя", однако когда там был автор он был затянут льдом. Вверх в 1996г над ледяным языком висел стационарный трос, ведущий в небольшую систему гротов, лазание сложное даже с тросом, так как стены покрыты льдом, как и то, за что закреплён трос.) После "Шклявы" выходим в грот "Прогрессор" левее выхода из "Телевизора".

В "Прогрессоре" направо в самом низу уходит ход в тупиковый грот "Лисья морда" с оставленной кем-то посудой. Слева от него из "Прогрессора" уходит вверх глиняная катушка, и затем вниз, выводит в грот "Апрель". Ещё левее катушки, из "Прогрессора" вниз в завале между глыб уходит довольно длинный ход, приводящий к небольшой катушке, с которой вверх уходят "Молочные трубы", лазание в распоре, а вниз – широкий тупиковый ход.

Возвращаемся в "Апрель". Основной ход отсюда – крутая натёчная катушка и обрыв вниз, ведущие к балкону со сталагмитами над "Гротом 100 свечей". Однако на балкон из "Апреля" ведёт простой путь в завале слева от обрыва. Правее обрыва, метрах в 20, вверх по разлому уходит крючьевая дорожка в систему "Театральная". Первый крюк на высоте метра 3-4, надо подлезть, но его можно заметить снизу, всего 10 крючьев. Лазанье трудное, лучше всего использовать лесенки. Крючья идут сначала вверх метров 15, потом почти горизонтально влево и выводят на большую полку, к крючьям для навески. Дальше сложный траверс над колодцем в грот "Апрель" (?). Лезть легче, если увидеть зацепы выше по левой стенке в натеке над траверсом. Необходима хорошая страховка. Попадаем в красивый грот со множеством натеков. Возвращаться тем же путем или в колодец над которым траверсировали. Были крючья. Под стенкой в "Театральную" есть ровная площадка под палатку, но воды нет.

Балкон обрывается колодцем метров 15 в "Грот 100 свечей", но можно обойти колодец по узкому вертикальному лазу под стенкой справа. "Грот 100 свечей" большой, красивый, с белой натёчкой по стенкам. Вниз налево по гроту выходим к тупиковой катушке "Антракт", для спуска необходима верёвка. Стоя спиной к балкону, на противоположной стене грота можно увидеть небольшую полку на высоте 10м, залезть достаточно трудно, в верхней части гладкая натёчка, висела потёртая верёвка. С полки два хода: один влево вниз, наклонный колодец в систему "Гоп-Стоп". Над колодцем справа три крюка с которых можно делать навеску как в "100 свечей", так и в "Гоп-стоп". Колодец длиной 60м почти по всей длине идти в распоре (?), вертикален лишь в последних 5 метрах. Примерно на половине спуска колодец разветвляется. Если повиснуть спиной ко входу, то спускаться нужно в левый ход, правый тупиковый. В "Гоп-Стоп" есть небольшое озеро с плавающим в нём сапогом (вода иногда уходит). Другой ход с той же полки ведет направо вверх в систему "Розарий". По пути стеночка 4 м, висела верёвка. Если двигаться прямо, в самом верху несколько красивых высохших гуровых озерков. Весной (май '2002) гуры заполняются водой! Если не доходя гуров свернуть налево, через сужение выходим в обвальный тупиковый грот "Понедельник".

Примечание:

30.09.2002 пришла следующая информация для сибиряков, которые в ближайшее время соберутся посетить пещеру Аккорд (Хакассия). Тактика прохождения пещеры несколько изменилась: так называемый "мягкий шкурник" полностью затёк льдом, но прямо (точнее – направо) из-под входного колодца образовался проход в виде ледяной катушки 15-20 м, с двумя уступчиками, выводящий прямо в Телевизор. На организацию перил уходит около 30 м верёвки, если использовать наполовину забитые кем-то спиты (2 шт, уши сняты) по правой стенке катушки (если смотреть вниз). Хочу ещё предупредить об опасности падения камней с карниза на входном колодце, в районе карема (выхода "нижней трубы"), группе, собравшейся на прохождение пещеры надо позаботиться об инструменте для очистки "живых" камней. /Величко Сергей/.

Описание составили: Столетов Константин, Шварц Дмитрий.

История открытия и исследования

Вход в пещеру найден Денисовым О. в ходе совместной экспедиции спелеологов Новокузнецка и Томска (организатор Величко С.) в начале мая 1984 г. В первопрохождениях пещеры принимали участие спелеологи Новокузнецка, Томска, Междуреченска, Осинников.