Ящик Пандоры

Амплитуда:
183 м
Описание входа

У входа в пещеру мемориальная табличка на Агеева Андрея из НГУ. Пещера начинается входным гротом "Широкий". На входе в него с правой стороны находится репер Rn0. Грот большой, сухой, световой. Есть место для базы в самом дальнем конце грота: сухая ровная площадка.

Фото входа

Спортивно-техническое описание

Пещера имеет 2 категорию сложности.

Верхний этаж:

В самой низкой части грота "Широкий", под левую стенку идёт ход, приводящий в "Клешню" - восходящая система небольших, уходящих под этот же завал гротиков. От входа в "Клешню" вниз начинается крутая катушка. Можно сделать навеску здесь за шлямбурные крючья на камне у выхода из Пылесоса. Перед вертикальным уступом спуск можно разбить. Еще один шлямбурный крюк.верёвка 35 м. Спуск камнепадный. Катушка приводит в большой грот "Синдебобель", справа на стене репер Rn1. На юго-восток, параллельно входной галерее, отходят ещё две восходящие галереи: "Неглинка" и "Мясоедовская", метров через 12 есть соединяющий их проход. Далее "Неглинка" кончается, а "Мясоедовская" продолжается ещё метров 70, тут встречается натёчка и пара симпатичных сталагнатов. Галерея заканчивается калибром, выводящим в небольшой грот "Дока Лена" (выше входа на 10 м). Из "Синдебобеля" вниз, под левую стенку (если стоять спиной к навеске) вход в "Кэмп-Дэвид". Почти над ним, чуть правее, есть проход вверх по завалу. Здесь надо подняться в распоре на большую глыбу и повесить верёвку 5 м (+6 м на навеску вокруг глыбы). (На 27.08.2000 здесь висела хорошая толстая верёвка с узлами). Это вход в грот "Ай-яй-яй". Держась левой стены, попадаем в короткий ход к большому гроту "Тармазин", между стенами грота заклинена огромная глыба. Из "Ай-яй-яй" правее входа в "Тармазин" есть ход вверх по завалу, приводящий в грот "Мансарда" и далее в грот "Скворечник".

Нижний этаж:

Вход в "Кэмп-Дэвид" – щель между стеной и глыбовым завалом. Весь Кэмп-Дэвид тоже пробит шлямбурными крючьями, но сдесь очень среднее лазанье. Слабо подготовленным группам рекомендую использовать 4 метра веревки на последнем уступчике. После "Кэмп-Дэвида" наклонная галерея метров 10, по которой поднимаемся на балкон грота "Маракотова бездна" - здоровый вертикальный разлом. Вправо по полочке и вниз по стенке 5 м (можно для подстраховки повесить верёвку 10 м за шлямбурный крюк справа) выходим на большую полку. Отсюда начинается катушка 15 м; навеска за глыбу, лучше 25 м. В северной части грота через щель между камнями и сводом можно спуститься в грот "Бочка", полузаваленный глыбами. После спуска в "Маракотову бездну", направо попадаем к катушке в грот "Сатурн". Отсюда вверх ход в грот "Мыльных пузырей". Спуск в "Сатурн" по катушке 12 м, навеска за два шлямбурных крюка справа над колодцем.

После спуска на правой стене репер Rn2 (и табличка "Ячейка не работает"). Под ним начинается ход в небольшой грот "Бусуки". В дальнем конце грота "Сатурн" восходящая галерея "Дерибасовская". В "Бусуках" надо двигаться вниз, держась лево. Далее попадается наклонный камень, по которому легко съезжать вниз, но трудно подниматься обратно. Потом ход приводит к высокой, но узкой вертикальной щели. Это "Синяя гусеница" (табличка "Негабаритное место"). После "Синей гусеницы" встречается стеночка, по которой легко съехать вниз, обратно сложнее. Попадаем к гроту "Камбала". Тут на потолке репер Rn3. Чтобы попасть в "Камбалу", нужно немного подняться, перелезть через гребень. Грот большой, плоский, наклонный вперёд. Собственно в "Камбалу" заходить не надо.

От репера, держась левой стенки, через узкий вход попадаем в систему ходов "Катаклизма". Здесь, оставляя два отвеса справа, идём в самый низ. Уступ 2 м приводит в небольшой гротик с репером Rn4 (рядом игрушка – розовый слоник) В последний раз я его там не видел. Под ним начинается узкий ход, приводящий к глыбе, за которую делается навеска на колодец "Белый слон" (2x25 м) Рекомендую использовать глыбу для закрепления перил и дублирования шлямбурного крюка на потолке. Не смотря на прочный вид, стены верха колодца достаточно плохие. Катушка переходит в колодец. Для скорости подъема и обвода трения об край катушки спуск лучше разбить.

На противоположенной стене вертикального колодца - шлямбурный крюк. Со дна колодца вверх катушка на перемычку к колодцу "Бешеный" (навеска на верху в правой части колодца шлямбур, затем перила на перегиб, на перегибе 2 шлямбура, спуск вниз. На всю навеску 40 метров.), со дна колодца можно выйти в грот "Черепаха". Однако более простой путь – со дна "Белого Слона" вниз в завале ход "Подростковый", держась левой стороны. В одном месте надо подняться по промытой щели вверх 5 м, и сразу вниз. После этого поднимаемся вверх по глиняной катушке к узкому промытому ходу, дно которого заполнено липкой глиной (ход "им.М.И.Глинки"). Нисходящий ход приводит в большую галерею "Богом забытые".

Дно:

Ход направо выводит через ровную площадку (место для базы) в параллельную галерею с водой. Уровень воды во всех озёрах пещеры связан с уровнем внешней реки и меняется на 0.5 м в зависимости от времени года. Налево по параллельной галерее приходим к реперу Rn7. Отсюда направо идёт ход, через калибр выводящий в галерею "Храмовую". Направо по галерее вверх по камням выходим в грот "Черепаха" (репер Rn5). От тура в "Черепахе" на юг по выбитой стрелке попадаем в грот "Рамановский". От него на юг уходит галерея, в конечном итоге приводящая к озеру "Изумрудное". За "Изумрудным" на юг система "Рашпиль", также от озера ходы на запад и на восток. От репера Rn7 на северо-восток узкий ход выводит в конец галереи "Богом забытые" и далее на второй сифон (галерея шириной 1.5-2 м и высотой 4 м полого уходит под воду). В восточной части "Богом забытых" можно пройти по левой (северной) стене, далее по трещинному ходу с водой на дне, проползти по ходу 30 м, потом низкий и широкий грот, из него 3 м на северо-запад в узкую наклонную щель, за ней первый сифон.

Если двигаться по "Богом забытым" от выхода из "хода Глинки" на северо-восток, налево уходит галерея "Невский проспект". На входе справа репер Rn8. Галерея приводит к озеру "Длинное". Озеро в высоком вертикальном разломе; узкое, но глубокое. Над "Длинным" по наклонной левой стенке тросовая тропа. Сейчас над озером повешен новый трос. Повешен он так, что использовать его без блочков не возможно (натянут по середине разлома. Закреплен за шлямбурные крючья и трос продет прямо в серьгу. Я думаю, годик при неинтенсивном использовании эта конструкция выдержит, но не больше. По крайней мере потом будет трос для нормальной навески). Во время высокой воды тросы достаточно низко. Два троса до камня, перегораживающего озеро. Далее облазим выступ. Тут озеро расширяется, тропа раздваивается.

Левая система:

Тропа по левой стенке продолжается: ещё четыре троса. Дальше продолжение "Невского проспекта", выходим к озеру "Безымянное". Перед озером круто вправо, почти назад, ответвление: ход "Макаронный". Ход оставляет слева озерко, поворачивает налево, справа глухое озеро, ещё поворот налево, дальше ход метров через 50 заканчивается. Озеро "Безымянное" достаточно широкое, по нему можно рассекать на резиновой лодке. Но по левой стенке есть тросовая тропа. После озера выходим в поперечную галерею к реперу Rn9, справа на глыбе. В противоположной стене, левее Rn9 вход в галерею на третий сифон.

От репера налево большой широкий грот "Вермутский". Из него выход в ещё один безымянный ход, в нём вверх вправо по наклону, потом отвесик, опять наклон и непройденная труба, под ней вынос глины. Из "Вермутского" спуск под левую стенку (репер Rn10) приводит к "Таганке", слева остаётся тупиковый ход с большим количеством озёр. "Таганка" упирается в завал большой площади, здесь несколько тупиковых ходов.

Направо от Rn9 по левой стенке подъём по живому завалу в грот "Ярузельского" (лежит автомобильная камера). Дальше немного вниз по завалу и начинается крутой подъём в "Чилкут". Камни везде живые, чистые, без глины и натечки. Самая верхняя часть левой системы – низкий завальный грот "Чилкут". Отсюда по левой стенке плоский ход вниз, переходящий в глинистую щель. Выходим в большой сильно вытянутый, наклонный вперёд грот "Северный" (15 м x 60 м x 25 м). В самом низу, не слишком влево, плоский наклонный ход вниз, переходящий в горизонтальный блин. Выходим в последний грот "Северный полюс".

Правая система:

С расширения "Длинного" озера вправо уходит хлипинькая веревочка. Я её помню сколько себя. Она растягивается так, что при высокой воде пройти посуху невозможно. Дальше через лабиринт идёт путь к гроту "Кишколот". На камне репер Rn12. Из грота вверх по завалу вход в грот "Колизей" (70 м x 50 м x 10 м) с грандиозным завалом наверху. В самой верхней части невысокий проход к гроту "Серый".

Если пройти левой нижней частью "Колизея", то в самом низу спуск по камням к "Проспекту металлургов" (от репера Rn13 прямо).

По "Проспекту металлургов" 80м до перекрёстка с "Пионерским проспектом" (репер Rn16), на восток через озеро по левому краю в систему "Четырёх костей". В конце её горизонтальная щель между просевшим блоком и потолком, из неё тяга воздуха. Налево от репера Rn13 ход к реперу Rn14, от него влево - грот "Утюг", вправо - грот "Смешной" (репер Rn15), Перед гротом Смешной - еще один гротик, где на стене нецензурная надпись со стрелкой, смысл которой "А чего там смешного?".

Из Смешного нужно нырять под репер, затем ход выводит к разлому, в узкой щели над которым - глубокое озеро. Путь проходит прямо над этой щелью - все просто. Затем поворот направо и узкий, низкий ползун. в его первой трети - прокопанный кем-то неизвестным ход влево вниз, который выводит в Веселые гуси (это не классический вход. Грот выше обычного, дно все завалено гравитационными отложениями, глины практически нет. Если двигаться по правой стене, то можно выйти к той узкой щели, из которой в него попадали раньше из Птеродактиля.

Вход со стороны Птеродактиля характерен разноцветной породой. Далее несколько параллельных ходов. Местами они довольно узкие. В одном месте - значок, который примерно описывает схему этого места. Если двигаться далее по этому ходу, то он заканчивается тупиком, о чем говорит надпись при входе в него, но почти в самом конце - подныр влево вниз, и ход продолжается в том же направлении. Здесь встречается множество надписей 80-ых годов. и почти в самом конце на левой стене надпись Ипподром. Обратный путь до гр. Тур (тур и треугольник на стене) тот же, а затем левым ходом выходим к новому входу в Веселые Гуси.

Репера:

• Rn0 – грот "Широкий", на левой стене.
  • Rn1 – грот "Синдебобель", на правой стене.
  • Rn2 – грот "Сатурн", на правой стене, над входом в "Бусуки".
  • Rn3 – на потолке над входом в грот "Камбала"; налево в лабиринт "Катаклизма".
  • Rn4 – нижняя часть "Катаклизмы", над входом к "Белому слону".
  • Rn5 – грот "Черепаха", возле развилки в галерею "Храмовую" и на север в грот "Рамановский"; на развилке тур и стрелка.
  • Rn6 – начало "Изумрудного" озера, на правой стороне.
  • Rn7 – на кольцующейся развилке, в калибре через галерею "Богом забытые" на стене.
  • Rn8 – вход на "Невский проспект", справа вверху.
  • Rn9 - выход из "Невского проспекта" в "Вермутский", на камне.
  • Rn10 - "Таганка".
  • Rn11 – грот "Северный", на левой стенке.
  • Rn12 – грот "Кишколот", на камне.
  • Rn13 – грот "Колизей", на потолке над входом на "Проспект металлургов".
  • Rn14 – развилка "Утюг" – "Смешной".
  • Rn15 – в конце грота "Смешной".
  • Rn16 – перекрёсток: "Проспект металлургов", система "Четырёх костей" – "Пионерский проспект", четвёртый сифон.

Автор описания Д.Баджаков с редакцией Д.Шварц и П.Гриднева, А.Макунина.

Приложение. Ящик Пандоры: опасно!

Описание случаев летальных исходов и опасных мест:

В пещере Ящик Пандоры с момента ее открытия до настоящего времени произошло три несчастных случая с летальным исходом, и все три – с новосибирцами. Как пишет Александр Дегтярев в лекциях по технике безопасности в пещерах: "Основная масса случаев не похожи друг на друга. Смерть каждый раз находит все новые и новые уловки."

Первый несчастный случай произошел 03.12.1989 с Андреем Агеевым (студент НГУ, 21 год). Он поднимался в трубу Звездопад над Бешеным колодцем с нижней страховкой с помощью 8-мм статической веревки. Веревка шла через крюк и два перегиба. Выйдя на 8 метров над крюком, он сорвался, и веревка оборвалась. Упал на дно Бешеного колодца, пролетев более 50 метров.

Второй несчастный случай произошел летом 2003 года – погиб Станислав Шубин (34 года, археолог из Новосибирска). Мужчина был в пещере впервые без опытного сопровождающего. Вместо инструктора с ним отправили 16-летнюю девочку. Поднимался по катушке из Синдебобеля, страхуясь с помощью одной грудной обвязки. При прохождении трехметрового уступа сорвался, и обвязка передавила ему грудь. Девочка вместо того, чтобы перерезать веревку, побежала за спасателями. К их приходу мужчина уже задохнулся.

Третий несчастный случай – 02.02.2005. Погиб Павел Галкин (23 года, аспирант СибГУТИ). Дальняя стена грота, находящегося в системе Рашпиль за восходящим ходом, оказалась живым завалом. Завал обрушился, засыпав двоих. Одного через сутки откопали абаканские спасатели живого (он попал в небольшую камеру между завалом и стеной), тело второго смогли достать только через неделю – завал постоянно оседал вниз.

Опасные места и явления!

1. Катушка в Синдебобель. Из грота над катушкой при каждом движении спелеолога сыплется мелкий щебень. Проходить катушку от самого выхода из извилистого Пылесоса до зоны безопасности в середине грота Синдебобель следует с поочередным движением участников.
  2. Восходящий ход в Скворечник. При прохождении приходится упираться ногами в большой "живой" камень, который в случае падения может перекрыть проход.
  3. Стационарная веревка в трубе Мыльные Пузыри. Из грота Маракотова Бездна с точки спуска в Сатурн нетрудно, застраховавшись с помощью скального крюка, подняться с нижней страховкой в грот Мыльные Пузыри. Туда из вышерасположенной трубы свисает стационарная 8-мм веревка, видимо, оставленная первопроходцами. Ни в коей мере не следует использовать ее в качестве основной опоры.
  4. Завал в тупике Храмовой галереи. Здесь велись раскопки с креплением хода. Крепям более 20 лет.
  5. 3-й сифон. Здесь утоплен кислородный баллон, который взорвется, когда оболочка достаточно проржавеет. В сифон опасно погружаться, да и вообще находиться рядом небезопасно, и тем более не надо бросать в воду камешки.
  6. Грот в системе Рашпиль. Если пойти по щели Рашпиля до отворота влево, затем пролезть узость и повернуть направо, а потом налево, можно выйти к двум бывшим озерам, сейчас доверху забитым камнями в результате разгребания спасателями в феврале 2005 года восходящего завала, находящегося выше. Этот завал чрезвычайно опасен и может обваливаться самопроизвольно. МКК Сибирского федерального округа решением от 3 марта 2005 года постановила не рекомендовать группам, посещающим Ящик Пандоры, прохождение системы Рашпиль.